Половина россиян не знают, что действует закон, который обязал финансистов указывать реальные ставки по займам.
Уже полгода прошло с тех пор, как банкиров обязали полностью раскрывать настоящую величину процентной ставки по кредитам, включая все дополнительные сборы. Казалось бы, теперь россиян обмануть сложнее. Ведь, зная эффективную процентную ставку, гораздо проще понять, сколько ты в итоге переплатишь за пользование банковскими деньгами. Но, как показал недавний опрос ВЦИОМа, многие россияне до сих пор ничего не слышали о нововведении.
Менеджеры путают проценты
С 1 июля этого года Центробанк обязал коммерческие банки раскрывать населению так называемую эффективную процентную ставку по кредитам. Она включает в себя все расходы, которые понесет человек, воспользовавшийся заемными деньгами. До этого большинство банков сообщали клиентам процентную ставку по кредиту и лишь вскользь упоминали о том, что еще нужно платить разные комиссии, например, за обслуживание счета. Казалось бы, за это берутся совсем небольшие проценты. Но в итоге люди переплачивали за кредиты вдвое, а то и втрое больше, чем им изначально сообщали.
После того как об этом заговорили на всю страну, в дело вмешались Федеральная антимонопольная служба, Роспотребнадзор и Генпрокуратура. Теперь банки при оформлении кредита обязаны называть человеку конечную сумму переплаты. Впрочем, как убедился корреспондент «КП», народ по-прежнему берет деньги достаточно бездумно, а представители банков неохотно говорят, во что в конечном счете обойдется кредит.
Срочно оформить потребительский кредит сегодня можно в большинстве крупных магазинов. Всего 15 - 20 минут, и приглянувшийся товар, не платя ни копейки, можно забрать с собой.
...Один из крупнейших магазинов по продаже бытовой техники в Москве. Оформить потребительский кредит предлагают два известных банка.
Подхожу к столику одного из них.
- У нас самые выгодные условия! - стал убеждать меня консультант. - От вас требуются только паспорт и еще один любой документ.
- А какой у вас реальный процент за кредит? - спрашиваю я.
- Всего 14,5%.
- И что, больше никаких комиссий?
Тут консультант заминается и уточняет, что, оказывается, еще взимается процент за пользование кредитом и процент за обслуживание счета. То есть вместо общей переплаты он мне назвал просто процент по кредиту. А эффективная ставка на самом деле составляет даже больше 30%.
- Скажем, если вы возьмете в кредит товар стоимостью 10 тысяч рублей, а расплачиваться будете в течение года, то переплата составит 3100 рублей, - сделал по моей просьбе расчеты консультант. - Но выгоднее взять деньги, скажем, на 8 месяцев. Чем меньше срок - тем меньше платить.
Также консультант по моей просьбе посчитал, сколько составит эффективная ставка, если я возьму в кредит товаров на 30 и 50 тысяч рублей. При этом он постоянно путался и старался занизить переплату, но когда я напоминала о им же самим названной ставке 30%, то он что-то судорожно пересчитывал и называл мне уже гораздо более высокую сумму.
- Вы меня извините, но у нас редко попадаются такие... как бы это мягче сказать, придирчивые клиенты, как вы, - заметил молодой человек. - Люди, конечно, интересуются ставками, но сами обычно ничего не пересчитывают. Они просто оценивают, по силам им вносить обозначенный нами ежемесячный платеж или нет.
Когда я уходила, в спину мне раздался облегченный вздох консультанта - одним дотошным клиентом стало меньше.
Клиентов встречают по одежке
Чтобы сравнить условия, направляюсь к столику представителя соседнего банка. Узнаю, сколько мне придется переплатить, если я наберу товаров на 30 тысяч рублей. Девушка считает. Получается, что эффективная ставка составляет 49%.
- Это очень выгодно, - видя мое удивление, замечает она. - В некоторых банках эффективная ставка превышает 100 процентов!
Отхожу в сторонку, пытаясь осмыслить предложенные мне банками условия. В этот момент к столику второго банка подходит еще одна покупательница. Интересуется переплатой. Девушка ей сообщает, что эффективная ставка у банка составляет 40%. А ведь мне несколько минут назад предложили кредит под 49% годовых! Как только покупательница отходит, возвращаюсь к столику консультанта.
- Как же так? Вы мне только что хотели дать кредит под 49%, а женщине предложили уже 40%, - возмущаюсь я.
- Просто у нас две программы, - невозмутимо говорит девушка. - Они абсолютно одинаковые, но одна из них выгодна больше банку, а другая - вам.
- То есть вы решили, что я и по повышенной ставке смогу взять у вас кредит? Клиентов по одежке встречаете? - замечаю я.
- Мы просто стараемся объективно оценивать возможности клиентов, - парирует девушка.
Примерно то же самое происходило, когда я пыталась оформить кредит еще в нескольких крупных магазинах, с которыми сотрудничали уже другие банки. Консультанты стараются уходить от разговоров об огромных переплатах и по возможности не называть эффективную ставку.
- Сейчас людям главное - закупить подарки на Новый год, и многим не важно, какие затраты придется нести по кредиту, - цинично заметил консультант еще одного крупного банка.
Лишь 16% граждан стали больше доверять банкам
Похоже, что обязательство озвучивать эффективную процентную ставку, по сути, ничего не изменило. Это подтверждает и свежий опрос, проведенный ВЦИОМом совместно с Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Выяснилось, что половина нашего населения ничего не знает о новых требованиях к банкам. Те же 50% россиян, которые слышали об эффективной процентной ставке, относятся к ней достаточно неоднозначно. Две трети опрошенных (65%) отмечают, что нововведение никак не повлияло на их отношение к банковским кредитам. 16% отметили, что отношение к банкам у них улучшилось, так как исчезла угроза скрытых процентов и кредиты стали более понятными. А вот 11% опрошенных заявили, что стали хуже относиться к банковским кредитам, поскольку узнали, насколько высокие проценты надо по ним платить.
Выходит, что даже высоченная эффективная процентная ставка (в среднем 30 - 50% годовых) не сильно смущает наших сограждан. Потребительские кредиты как были, так и остаются самыми популярными банковскими продуктами для физических лиц.