Чтобы укрепить свои позиции, лидеры рынка кредитования меняют планы развития
В данный момент рынок кредитования приближается к стадии насыщения. Конкуренция становится жестче, приходят новые банки, многие из них функционируют с участием иностранных инвестиций и имеют возможность западного фондирования по минимальным процентным ставкам. В результате банкам становится все труднее удерживать свою долю рынка. Для сохранения своих позиций лидерам рынка кредитования приходится корректировать стратегию развития: на сегодня приоритетной для них является задача «удержать» своего клиента, в сравнении с прежней политикой привлечения как можно большего числа заемщиков.
Первой задачей для банков стало обеспечение понятности кредитного продукта для клиентов. Вице-президент банка «Русский Стандарт» Георгий Горшков по этому поводу замечает: «Раньше на заседаниях совета директоров можно было слышать такие словосочетания, как «объемы выданных кредитов», «наращивание кредитного портфеля». Сегодня все больше звучат новые термины «лояльность к клиенту», «продуктовая линейка», «доступность кредитных продуктов», «прозрачность рынка». Мотивирует наметившуюся тенденцию г-н Горшков тем, что движущим фактором является «совершенно искреннее желание быть ближе к клиенту».
Андрей Лыков, председатель правления «Хоум Кредит энд Финанс Банка», отмечает: «Мы очень тесно сотрудничаем с отраслевыми ассоциациями, регуляторами, в частности ЦБ, для того чтобы российский потребитель получал качественный, понятный и удобный банковский продукт». Но при этом г-н Лыков считает, что на рынке появилось чересчур много организаций, которые наряду с ЦБ пытаются контролировать и регулировать кредитный рынок: к таковым, например, относятся Федеральная антимонопольная служба, Роспотребнадзор, Общество по защите прав потребителей. Андрей Лыков считает, что в создавшемся законодательном вакууме все они действуют по разным законам. Похожую точку зрения высказал Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков: «Роспотребнадзор, не понимая специфики банковской деятельности, может поставить кредитные учреждения в невыгодное положение».
Банкиров не волнует тот факт, что жалобы клиентов участились. Так, Андрей Лыков заметил, у них накопилось не более 300 жалоб, а это очень маленькая сумма на фоне общего количества выданных кредитов – более 5 миллионов.