Понравилась вещь, на которую нет денег? Срочно нужно найти средства на продолжение учебы? Решили прокатиться в отпуск на новом автомобиле? Так или иначе – нужны деньги, и срочно нужно придумать, где их взять.… И что остается в такой ситуации? Только два варианта: или назанимать сразу много у кучи друзей и родственников, или взять кредит. Россияне к слову, все чаще выбирают вторую возможность.
Однако.… Как и во всяком деле, не разобравшись, не подумав хорошенько, можно наломать дров и не только не решить свою временную финансовую проблему, а вляпаться в неприятнейшую долговую зависимость. Что россияне, по данным современной статистики, опять же, склонны делать все чаще.
Итак, проблема невозвращения кредитов или попадания в ловушки недобросовестных банков сегодня актуальна как никогда. Вопрос повышения кредитной грамотности населения (да и вообще, финансовой), встал настолько остро, что озаботил самих банкиров: им выгоднее разъяснить клиенту все тонкости займа, чем потом пожинать плоды незнания заемщиков и некомпетентности работников.
Рекомендации банкам как можно подробнее освещать все особенности проводимых ими кредитных операций давались уже не раз. Сегодня же Центробанк разрабатывает и специальную «памятку заемщика»: уже летом она должна появиться во всех кредитных организациях, а также - торговых точках, где банки предлагают покупателям услуги потребительского кредитования.
Проект «памятки заемщика», по сообщению работников департамента банковского регулирования и надзора ЦБ уже подготовлен. Документ будет представлять собой брошюру из двух печатных страниц, в которой популярно рассказано, что такое потребительский кредит, и какого рода выплаты по нему предусмотрены. Кроме этого, в памятку войдет небольшой кредитный словарь, раскрывающий такие базовые понятия, как, например, «кредит», «комиссия», «штраф» или «аннуитетный платеж».
В целом, задача «памятки заемщика», по мнению специалистов Центробанка, сводится к тому, чтобы удержать банковских клиентов от необдуманных решений, и убедить их сначала внимательно и спокойно ознакомиться с кредитным договором и тарифами. Центробанк надеется, что усилия по созданию памятки не будут напрасными и клиенты все-таки прочитают эту важную информацию, а кредитные организации не «забудут» ее предоставить. Со своей стороны, на помощь Центробанку в решении проблемы пришли и российские законодатели: с 10 июня в силу вступят поправки в статью 30 Закона «О банках и банковской деятельности», которые обязывают банки раскрывать клиентам всю информацию по кредиту еще до заключения договора.
Так, в частности, новая редакция закона предписывает информировать клиента о полной стоимости кредита, под которой понимаются все расходы, связанные с получением, обеспечением и обслуживанием займа. Кроме этого, в расчет полной стоимости кредита включаются платежи заемщика в пользу третьих лиц, если они указаны в договоре (в ипотечном кредите или автокредитовании «третьими лицами», как правило, являются страховые компании).
Также новый закон обяжет банки включать в условия кредитного договора перечень и размеры всех штрафов, которые клиенту придется выплачивать в случае нарушения условий соглашения.
В целом, поправки в закон о банках – это, своего рода продолжение деятельности, начатой Центробанком еще в прошлом году (тогда появился указ о необходимости раскрывать перед заемщиками «эффективную процентную ставку» по кредиту). Однако, в отличие от эффективной процентной ставки, которая включала только проценты по займу и комиссионные, обязательная информация, законодательно установленная указом президента России от 8 апреля 2008 года, будет расширена и даст заемщику возможность рассчитать свои возможности и принять правильное решение.